- Хиротония
-
ХИРОТО́НИ́Я (греч. χειροτονία) — внешняя форма таинства священства, собственно его кульминационный момент — возложение рук на возводимого в священный сан правильно избранного ставленника. В др.-греч. языке слово означает подачу голосов в народном собрании через поднятие рук, т. е. выборы. В новогреч. яз. (и церк. словоупотреблении) находим два близких термина: χειροτονία, хиротония — "рукоположение" и χειροθεσία, хироте́си́я — "руковозложение". Греч. Евхологий каждое поставление (возведение в сан) — от чтеца до епископа — называет Х. В рус. Чиновнике и литургических руководствах употребляются как оставленные без пер. греч. термины, так и их слав. эквиваленты, к-рые при этом искусственно различаются, хотя и не до конца строго.
Поставление: 1) епископа — рукоположение и Х.; 2) пресвитера (священника) и дьякона — рукоположение и Х.; 3) иподьякона — Х., посвящение и хиротесия; 4) чтеца и певца — посвящение и хиротесия. На практике говорится обычно о "Х." епископа и "рукоположении" священника и дьякона, хотя оба слова имеют идентичное значение, восходя к одному греч. термину.
Т. о., Х. сообщает благодать священства и является возведением ("рукоположением") в одну из трех степеней священства; совершается она в алтаре и при этом читается молитва "Божественная благодать..." Хиротесия же не является "рукоположением" в собственном смысле, но лишь служит знаком допущения человека (причетника) к исполнению какого-либо низшего церк. служения. Поэтому она совершается на середине храма и без чтения молитвы "Божественная благодать..." Исключение из этой терминологической дифференциации допускается лишь в отношении иподьякона, что для настоящего времени является анахронизмом — напоминанием о его месте в др.-церк. иерархии.
В древ. византийских рукописных Евхологиях сохранился некогда широко распространенный в православном мире чин Х. дьякониссы, аналогичный Х. дьякона (также перед св. престолом и с чтением молитвы "Божественная благодать..."). Печатные книги его уже не содержат. Евхологий Я. Гоара дает этот чин не в основном тексте, но среди вариантов рукописей.
Кроме этих терминов для обозначения рукоположения в принципиально различные иерархические степени — собственно священнические и низшие "причетнические", имеются также другие, указывающие на возведение в различные "чины церковные" (ранги, "должности") внутри одной степени священства: "Произведение во архидиакона, ...игумена, ...архимандрита"; "После́дование во е́же сотвори́ти протопресвитера"; "Возведение архидиакона или протодиакона, протопресвитера или протоиерея, игумена или архимандрита".
Лит.: Дмитриевский А. А. Ставленник. Киев, 1904; Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Каменец-Подольск, 1906; Никольский К. Пособие к изучению устава Богослужения Православной Церкви. М., 1995. С. 701—721.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.